Вопрос-ответ

ВОПРОС: Как начисляется плата за техническое обслуживание квартиры, расположенной в блокированном жилом доме?

Статьей 211 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

В соответствии с частью второй статьи 35 Закона Республики Беларусь «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» и пункта 29 Положения о приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2001 № 1399, эксплуатация и ремонт одноквартирных и блокированных жилых домов производятся их собственниками самостоятельно или на основании договоров со специализированными организациями.

Несмотря на отсутствие общего имущества, характерного для многоквартирных жилых домов (межквартирных лестничных клеток, лестниц, лифтов, коридоров, технических подвалов, инженерного оборудования и т. д.), в блокированных жилых домах, обслуживающая организация несет определенную долю затрат по фактическим расходам, связанным с пропиской и выпиской граждан, ведением лицевых счетов, начислением оплаты за ЖКУ, обслуживанием вводных устройств электро- и водоснабжения, отопления, содержанием придомовых территорий), оплатой земельного налога.

В связи с этим, если отдельные услуги из числа предоставляемых услуг по техническому обслуживанию не оказываются, то размер платы должен быть рассчитан исходя из удельного веса затрат на выполнение отдельной услуги или работы в общих затратах на выполнение технического обслуживания дома в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 10.08.2009 № 29 «О порядке расчета недопоставленного объема тепловой энергии на отопление, удельного веса стоимости отдельной услуги или работы по техническому обслуживанию жилого дома при оказании населению данных видов услуг с недостатками».

Если жители других квартир дома (при условии их приватизации) не согласны с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги и отказываются заключать договор на оказание услуг по техническому обслуживанию жилого дома, то собственникам квартир необходимо организовать проведение собрания в соответствии с Законом Республики Беларусь «О совместном домовладении» по избранию способа непосредственного управления недвижимым имуществом.
 

ВОПРОС: Как производится плата за техническое обслуживание дополнительной площади?

Согласно пунктам 45, 46 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565, жилое помещение государственного жилищного фонда может быть предоставлено гражданам во владение и пользование с превышением максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения от 15 до 20 м2 общей площади на одного человека в случае предоставления им дополнительной жилой площади в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Право на дополнительную площадь предоставляется конкретному лицу (а не семье) и может быть реализовано только один раз.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.1999 № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» по установленным ставкам (тарифам) производится плата за техническое обслуживание в пределах 20 м2 общей площади на каждого проживающего (зарегистрированного по месту жительства) в жилом помещении члена семьи нанимателя, собственника и 10 м2 общей площади на всю семью, а также полученной дополнительной площади жилых помещений в размере до 20 м2.

Оплата дополнительной площади по установленным ставкам (тарифам) применяется к гражданам, проживающим в том жилом помещении, при получении которого они реализовали свое право на дополнительную площадь. Таким образом, в случае отсутствия факта регистрации по месту жительства лица, которому была выделена дополнительная площадь, на членов семьи вышеуказанная норма по плате за техническое обслуживание не распространяется.
 

ВОПРОС: Каким образом осуществляется плата за отопление жилого помещения, в котором никто не зарегистрирован?

Порядок внесения гражданами платежей за жилищно-коммунальные услуги регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.12.1999 № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» (далее — постановление № 1332).

Согласно подпункту 1.6 пункта 1 постановления № 1332, в случае наличия у юридического лица в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении жилого помещения и отсутствия договора найма этого жилого помещения плата за техническое обслуживание и центральное отопление осуществляется по установленным законодательством Республики Беларусь тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг.
 

ВОПРОС: О льготах по оплате за техобслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги.

Льготы по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги предоставляются гражданам в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее — Закон).

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона право на 50 %-ную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 м2 общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50 %-ную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтами) по установленным законодательством тарифам (ставкам) в пределах утвержденных норм потребления, имеют инвалиды I и II группы, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возврату на общих основаниях.

Для льготной категории граждан утверждены нормы потребления коммунальных услуг. Нормой потребления тепловой энергии для нужд отопления на одного человека, имеющего льготу, является количество тепловой энергии, равное произведению количества тепловой энергии (Гкал на 1 м2 общей площади жилых помещений), определенного в установленном порядке для расчета оплаты отопления жилого помещения за месяц, на 20 м2 общей площади жилого помещения. Таким образом, в соответствии с вышеназванным Законом льготы гражданам могут быть предоставлены только в пределах утвержденных норм (нормативов).
 

ВОПРОС: Как должны оплачиваться жилищно-коммунальные услуги гражданами, не имеющими постоянной регистрации по месту пребывания?

Подпунктом 3.1 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» предусмотрено, что каждый гражданин обязан зарегистрироваться по месту жительства в пределах Республики Беларусь и в случаях и порядке, предусмотренных Положением, обязан либо вправе зарегистрироваться по месту пребывания в пределах Республики Беларусь.

Граждане считаются зарегистрированными: по месту жительства — постоянно; по месту пребывания — временно (подпункт 3.2 пункта 3 Указа).

В соответствии с подпунктом 1.8-1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации) с граждан, проживающих в жилых домах (квартирах), оснащенных приборами индивидуального учета расхода воды, взимается по тарифам, установленным законодательством Республики Беларусь, в пределах объемов водопотребления на одного проживающего (зарегистрированного по месту жительства) 140 л в сутки.

Плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации), потребленные сверх 140 л в сутки, взимается по установленным законодательством Республики Беларусь тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.

Объемы водопотребления (140 л в сутки на человека) по «льготным» тарифам, распространяются на граждан, зарегистрированных по месту жительства.
 

ВОПРОС: Каким образом осуществляется плата за техническое обслуживание и центральное отопление жилых помещений при отсутствии в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства нанимателя, собственника, члена организации застройщиков и (или) членов их семей?

Статьей 65 Жилищного кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что плата за коммунальные услуги взимается исходя из фактического потребления этих услуг в натуральном выражении, исчисленного по показаниям индивидуальных или групповых приборов учета, либо по установленным местными исполнительными и распорядительными органами нормам (нормативам) потребления, а также тарифов на коммунальные услуги, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь.

Порядок внесения гражданами платежей за жилищно-коммунальные услуги регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» (далее — постановление № 1332).

Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги производятся собственнику жилого помещения с учетом количества членов его семьи зарегистрированных по месту жительства в установленном законодательством порядке в жилом помещении.

Подпунктом 1.6 пункта 1 постановления № 1332 предусмотрено, что при наличии у гражданина в собственности и (или) пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствии в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства нанимателя, собственника, члена организации застройщиков и (или) членов их семей, плата за техническое обслуживание и центральное отопление этих помещений осуществляется по установленному законодательством Республики Беларусь тарифу на услуги по техническому обслуживанию жилых домов и тарифу на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг.
 

ВОПРОС: Как осуществляется плата за подогрев воды, услуги централизованного водоснабжения и канализации в жилых домах, в которых отсутствуют инженерные системы рециркуляции горячей воды?

Порядок внесения гражданами платежей за жилищно-коммунальные услуги регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» (далее — постановление № 1332).

Подпунктом 1.4-1 пункта 1 постановления № 1332 установлено, что в жилых домах, в которых отсутствуют инженерные системы рециркуляции горячей воды, плата за подогрев воды, услуги централизованного водоснабжения и канализации в пределах фактического потребления объемов горячей воды, определенных по показаниям приборов индивидуального учета расхода воды, но не выше норм водопотребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, осуществляется с 10 %-ной скидкой с тарифов на эти услуги, установленных законодательством Республики Беларусь.

Стоимость воды не может в разных жилых домах быть одинаковой, так как она зависит от количества потребленной тепловой энергии, израсходованной на ее подогрев и количества ее потребления жителями всего дома.

При несоответствии температуры горячей воды параметрам, установленным нормативом социального стандарта (ниже +50 ºС), в течении более трех календарных дней подряд необходимо обратиться с письменным заявлением в организацию, обслуживающую жилой дом, для проведения перерасчета.
 

ВОПРОС: Как начисляется плата за пользование лифтом для граждан, проживающих в квартирах, расположенных выше второй остановочной площадки лифта в товариществе собственников?

Подпунктом 1.9 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» установлено, что в состав оплачиваемых населением коммунальных услуг включается пользование лифтом для граждан, проживающих в квартирах, расположенных выше второй остановочной площадки лифта. Указанным постановлением не оговорены исключения в начислении платы за пользование лифтом в связи с какой-либо особой планировкой домов. Таким образом, первой остановочной площадкой должна считаться та, с которой граждане имеют возможность пользоваться лифтом (вне зависимости от ее места расположения - во входном помещении в подъезд или на первом этаже). Товарищество собственников обязано производить начисление платы за пользование лифтом членам товарищества, проживающим в квартирах, расположенных выше второй остановочной площадки лифта, по тарифам, установленным Советом Министров Республики Беларусь. В настоящее время тариф за пользование лифтом составляет 2 200 руб. с одного проживающего в месяц. В случае, если установленные тарифы для населения не обеспечивают полное возмещение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению, товарищество собственников в соответствии с ежегодно разрабатываемым порядком имеет право обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган для получения субсидий из местного бюджета на возмещение части затрат по оказанию населению жилищно-коммунальных услуг. В случае не возмещения указанными выше источниками затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению, общее собрание членов товарищества в соответствии со своей компетенцией может принять решение о возмещении убытков за счет дополнительных взносов членов товарищества (подпункт 3.8 Типового устава товарищества собственников, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 1998 г. № 569). Размер и порядок внесения дополнительных взносов определяются общим собранием.
 

ВОПРОС: О порядке перерасчетов платы за некоторые виды коммунальных услуг

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1466 «Об утверждении положения о порядке перерасчетов платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг» в перечень оснований и необходимых документов для проведения перерасчета платы за коммунальные услуги входит проживание по договорам найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан, поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда — предоставляется справка для перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг, выдаваемая на основании зарегистрированного в установленном порядке договора найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан, поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда организацией, производящей начисление платы за коммунальные услуги по месту фактического проживания (приложение 1 к Положению). За получением справки о перерасчете за коммунальные услуги следует обратиться в организацию, осуществляющую начисление платы по месту фактического пребывания.
 

ВОПРОС: О начислении платы за «лишние метры» (сверхнормативную площадь)

В Республике Беларусь действуют равные условия оплаты за техническое обслуживание жилых помещений, как для граждан, проживающих в государственном жилищном фонде, так и в частном жилищном фонде. Так, гражданами производится плата за техническое обслуживание жилых помещений в многоквартирных жилых домах в пределах 20 м2общей площади на каждого проживающего (зарегистрированного по месту жительства) члена семьи + 10 м2 общей площади на всю семью по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Республики Беларусь, который в настоящее время составляет 500 руб. за 1 мобщей площади жилых помещений. Плата за техническое обслуживание соразмерно остальной площади жилых помещений взимается по установленному законодательством Республики Беларусь тарифу на услуги по техническому обслуживанию жилых домов, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этой услуги. Право гражданина иметь на праве собственности жилые помещения без ограничения их количества и размера установлено 101 статьей Жилищного кодекса Республики Беларусь, но финансовая поддержка государства в части возмещения затрат по техническому обслуживанию предусмотрена лишь в пределах определенной нормы площади (20 м2 на человека и 10 м2 на семью) и только в одном жилом помещении, в котором зарегистрирован гражданин по месту жительства. Действующее законодательство не ограничивает права собственности на жилые помещения, а нормирует распределение бюджетных средств, устанавливая социальную справедливость в оплате жилищно-коммунальных услуг.
 

ВОПРОС:  О начислении платежей за ЖКУ при наличии в собственности и (или) пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствии в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства нанимателя, собственника, члена организации застройщиков и (или) членов их семей

Подпунктом 3.2 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания» (далее — Указ) предусмотрено, что граждане считаются зарегистрированными: по месту жительства — согласно постоянной прописке; по месту пребывания — согласно временной прописке. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства. При этом договор найма (поднайма) жилого помещения является основанием для регистрации гражданина по месту жительства или месту пребывания и вселения в данное жилое помещение. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги гражданину производятся по месту жительства, в соответствии с регистрацией в установленном порядке, что предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» (далее — постановление № 1332). В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 постановления № 1332 при наличии у гражданина в собственности и (или) пользовании одного или нескольких жилых помещений и отсутствии в них (в одном из них) зарегистрированных по месту жительства нанимателя, собственника, члена организации застройщиков и (или) членов их семей плата за техническое обслуживание и центральное отопление этих помещений осуществляется по установленным законодательством Республики Беларусь тарифу на услуги по техническому обслуживанию жилых домов и тарифу на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг. В соответствии с действующим законодательством, к членам семьи собственника относится достаточно ограниченный круг лиц (ст. 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь). В данном случае, наниматели, зарегистрированные по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан, не являются членами семьи собственника.
 

ВОПРОС: О капитальном ремонте жилого дома и уборке подъездов

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы обеспечения развития жилищного фонда, включая вопросы обеспечения надлежащего технического состояния жилищного фонда, а также организации капитального ремонта жилых домов, находятся в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.

Капитальный ремонт жилых домов производится в соответствии с программами (списками) капитального ремонта жилищного фонда, утверждаемыми ежегодно местными исполнительными и распорядительными органами. Ремонтно-строительные работы производятся на основании проектно-сметной документации, утвержденной и прошедшей в установленном порядке вневедомственную государственную экспертизу. Принятие конкретных проектных решений по жилому дому и включение видов ремонтных работ в проектно-сметную документацию осуществляется по результатам обследования дома исходя из технического состояния конструктивных элементов здания с учетом Перечня основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений, изложенного в ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений».

Согласно Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» техническое обслуживание включает в себя эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, а также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями.

Действующим законодательством функции по обеспечению надлежащего технического обслуживания, в том числе уборке вспомогательных помещений жилого дома и придомовой территории, освещению мест общего пользования, возложены на организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда.
 

ВОПРОС: О начислении платы за жилищно-коммунальные услуги собственнику жилого помещения, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя и использующему его для систематической сдачи физическим лицам для краткосрочного проживания (часы, сутки)

Плата за коммунальные услуги согласно статьи 65 Жилищного кодекса Республики Беларусь и подпункта 1.8 пункта 1 постановления, взимается исходя из фактического потребления этих услуг в натуральном выражении, исчисленного по показаниям индивидуальных или групповых приборов учета по установленным местными исполнительными и распорядительными органами нормам и (нормативам) потребления, а также тарифов на коммунальные услуги, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь. Порядок начисления гражданам платежей за жилищно-коммунальные услуги регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» (далее - постановление), которым установлены равные условия оплаты жилищно-коммунальных услуг, как для граждан, проживающих в государственном жилищном фонде, так и в частном жилищном фонде. В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 постановления, гражданами производится плата за техническое обслуживание жилых помещений в многоквартирных жилых домах в пределах 20 м2 общей площади на каждого проживающего (зарегистрированного по месту жительства) члена семьи                  + 10 м2 общей площади на семью по тарифу установленному в соответствии с законодательством Республики Беларусь, который в настоящее время составляет 296 руб. за 1 м2 общей площади жилых помещений. Плата за техническое обслуживание соразмерно остальной площади жилых помещений взимается по тарифу на услуги по техническому обслуживанию жилых домов обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этих услуг. Действующим законодательством не регламентирован отдельный порядок начисления платы за жилищно-коммунальные услуги гражданам сдающим свои жилые помещения для краткосрочного проживания (часы, сутки), следовательно, товарищество собственников должно производить начисление платы данному собственнику жилого помещения в порядке установленном указанным выше постановлением. 
 

ВОПРОС: О расходовании отчислений на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома организаций застройщиков и товариществ собственников

Частью второй подпункта 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» предусмотрено, что товарищества собственников и организации застройщиков по решению общего собрания членов товарищества собственников, общего собрания (собрания уполномоченных) организации застройщиков вправе расходовать отчисления на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирных жилых домов, а также ремонт (замену) их инженерных систем и конструктивных элементов. Следовательно, товарищества собственников и организации застройщиков имеют право расходовать отчисления на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома для текущего ремонта (замены) конструктивных элементов многоквартирного жилого дома (кровли, стыки и т.п.) и его инженерных систем.

JoomShaper